8 (4872)38-59-54, 8-903-840-59-54
Тульская региональная федерация
шаолиньского УШУ
О федерации Пресса Занятия Методические материалы Шаолиньская школа Для чтения Задать вопрос Контакты
Главная   »   Занятия   »   Ушу для начинающих   »   Что такое шаолиньское ушу?
О федерации
Принципы Федерации
Устав, цели и задачи ТРФШУ
Структура и руководство
Сотрудничество
Фотогалерея
Видеогалерея
Пресса
Новости федерации
Шаолиньское УШУ в Мире
Публикации в СМИ
Занятия
Детское подразделение ТРФШУ
Отзывы
Ушу для начинающих
Есть ли ограничения?
Зачем это нужно?
Истоки школы
Как обнаружить мошенников?
Первые шаги
Что такое шаолиньское ушу?
Мероприятия
Методические материалы
Бусин: стойки ушу
Термины и обозначения
Правила поведения
Шаолиньские заповеди
Учебная программа
Шаолиньская школа
Шаолиньцюань
Мастера шаолиня
Шаолинь сегодня
Шаолиньский цигун
Для чтения
Библиотека
Буддизм
Даосизм
Интервью и публикации
Конфуцианство
Статьи
Запись на тренировку
Задать вопрос
Контакты

Что такое шаолиньское ушу?

 

Шаолиньское ушу

Что такое шаолиньское ушу: шаолиньцюань?

Многие уверены, что «Ушу это только гимнастика для здоровья: медленные, плавные движения, дыхательные упражнения». И, напротив: «Кунфу — это боевой Китайский стиль, который ярко демонстрируют в фильмах о боевых искусствах, особенно с участием Брюса Ли, Джеки Чана, Джета Ли и других актёров».

Ушу или кунфу?

Ушу в дословном переводе значит — «У» Боевое, «Шу»» искусство.
 «Кунфу», оно же «Гунфу» в переводе с китайского языка означает «мастерство». Иностранцы, приезжавшие из Китая и не очень знакомые с китайским языком, искажали произвношение слов Гунфу и Кунфу, так как буквы «Г» и «К» в китайском языке по произношению очень похожи. Китайские мастера, преподававшие боевые искусства за пределами Китая — в Европе и Америке — обычно использовали термин «Гунфу», что вполне нормально для традиционного мира Китая. В свою очередь, из-за незнания китайского языка и китайской традиции иностранцы ошибочно принимали термин «Гунфу» за вид единоборства. Так Гунфу превратилось в известное нам Кунфу. В русском языке принят ещё более искаженный вариант произношения: «Кунг фу».

Cтиля, который называется «Гунфу», или «Кунфу» или, тем более, «Кунгфу» («Кунг фу») просто не может существовать, так же как не может быть чтения без букв. Есть текст — есть его прочтение, есть боевое искусство — есть и мастерство, наработки в нем. Причем, мастерство (Гунфу) может быть и у пекаря, и у плотника и у писателя. Это более широкое понятие и применять его только к боевым искусствам было бы ошибочным.

То, что все называют «Кунфу» – это в реальности китайское ушу или, дословно, «китайское боевое искусство»!

Шаолиньское ушу

Гимнастика или Боевое искусство?

Что изучают, занимаясь ушу? В первую очередь нужно понимать: Ушу — это целостная система гармоничного развития человека, включающая в себя методы тренировки тела, психофической тренировки, цигун, медитацию, изучение традиционных священных трактатов, канонов, изучение каллиграфии, традиционной китайской медицины, а также знаний необходимых для жизни в обществе, т.е. гражданские науки; в западно-европейской цивилизации определяется, как «система образования»: школы, коллежды, институты, университеты). 

Боевая практика является лишь частью одной большой системы ушу. В боевой практике присутствует и акробатика, растяжка, традиционная техника таолу, и парная работа с напарником (юнфа), работа с традиционным китайским оружием. Вместе с этим изучается цигун и медитация, представляющие собой статические и динамические, дыхательные упражнения, направленные на восстановление учеников после нагрузок, укрепление тела и здоровья, очищению сознания, развитию внутренней энергии в человеке.

Неправильным было бы говорить о только боевом или только о внутреннем искусстве, а дробить систему и изучать что-то одно недопустимо. Подобные занятия будут просто потерей времени. Ушу является единой системой, и в этот системе взаимосвязаны все элементы и составляющие!

Чем отличается Шаолиньское ушу от других стилей ушу?

В Китае под Ушу понимается нечто большее, чем боевое искусство. В различных уголках страны всегда существовали народные танцы, ритуальные обряды, направления, которые были похожи на движения зверей, маскарады, оперные школы и т.д. и все это также называется Ушу, но в данном случае переводится как народное искусство.

Внутри Ушу, как боевого искусства, существует множество стилей и направлений, такие как шаолиньцюань, синъицюань, багуачжан, и цюань, хунцюань, наньцюань, тайцзицюань и многие другие.

Шаолиньцюань зарождался именно в Шаолиньском монастыре, одновременно его культивировали десятки мастеров и сотни бойцов. Буддийская практика медитации, цигун и изучение трактатов сформировал морально-этические правила, заповеди и устои шаолиньской школы и самого монастыря. В отличие от семейных, локальных стилей, шаолиньцюань формировался под влиянием странствующих монахов познававших новое в странствиях. Монахи бойцы приглашались военными генералами для помощи в битвах, а известные военоначальники нередко останавливались в монастыре Шаолинь для получения наставлений от буддийских наставников, предавались медитации и обучали монахов искусству боя с различными видами оружия, передавали опыт, полученный в сотнях битв.

В китайских исторических записях указано, что в шаолиньский монастырь обратился за помощью известный полководец того времени Ци Цзигуану (1528-1587 гг.). Наставники монастыря выразили одобрение и монахи, вооружившись железными шестами (каждый шест высотой свыше 2 метров и весом приблизительно 15 кг), героически сражались с японскими пиратами в провинциях Чжэцзян, Гуандун и Фуцзянь. После этих событий в боевой мощи буддийского монаха из Шаолиня никто не смел усомниться. Так формировался шаолиньцюань.

В нашей Школе мы обучаем той технике, которую нам передали Великие шаолиньские патриархи Ши Суси и Ши Дэцянь. В процессе обучения мы следуем традиции шаолиньского ушу. Эта Традиция была отточенна веками и тысячами бойцов!

Внешний или внутренний стиль?

Авторы некоторых книг, описывая различные стили китайского ушу, делят их на внутренние и внешние. Про это разделение ходило и ходит много слухов и толкований. Чжан Сунци (XVI в.) — мастер «внутреннего стиля борьбы» (Ней цзя) даосского по происхождению, открыто противопоставлял свою систему стилю борьбы буддийских монахов живущих в Шаолине (Шаолиньцюань), называя ее «внешним стилем» (Вай цзя). «Ней цзя» в переводе с китайского языка означает «внутренняя семья», а «Вай цзя» — «внешняя семья».

Существует несколько мнений о разделении стилей на внешние и внутренние:

  1. Монахи шаолиньского монастыря называли всех, кто не был буддийским монахом «Вай цзя» чтобы показать, что этот человек не является буддистом и не является членом одной семьи.
  2. Внешними считались стили, которые использовали грубую силу, прямой вход в поединок, стили без использования внутренней энергии ци.
  3. Разделение по техническому арсеналу:
    • К внешним стилям относили стили, включающие в себя длинные, вытянутые движения, низкие растянутые стойки (гунбу, пубу), перескоки, перемещения из стороны в сторону, прыжки.
    • К внутренним стилям относили школы, использующие короткие удары, незаметные перемещения, более плавные и запутанные движения руками. Считалось, что внутренние стили не используют технику работы ног выше пояса противника (удары наносились по ногам и корпусу, но не выше линии талии и мышц пресса).
  4. Исторически сложилось, что внутренними стали считаться в основном 3 стиля: синъицюань, багуачжан, тайцзицюань.
    Шаолиньцюань и остальные стали внешними стилями.

Какая версия правильная? Если посмотреть в суть большинства стилей, то ответ очевиден. В шаолиньцюань, синъицюань, багуачжан и некоторых других стилях китайских боевых искусств присутствуют и физический компонент и духовный.
Приемы, удары, перемещения, стойки, наработка, прыжковая техника — это физическая составляющая.
Цигун, медитация, изучение текстов, методы концентрации и дыхания — это внутренний компонент.

Развитие даосизма в то время также повлияло на мир ушу. В даосской космогонии есть мистический символ инь-ян, одно из понятий которого символизирует внутреннее и внешнее, мужское - женское и т.д.

В Дао дэ цзине в параграфе 42 сказано:     

«Дао порождает одно.
Одно порождает два.
Два порождает три.
Три порождает мириады существ.
Мириады существ несут в себе инь и объемлют ян,
а пустотное ци приводит их в гармонию….»

графическое изображение инь-ян

 

Круг символа инь-ян представлялся в качестве всего ушу, а внутри него разделение на «инь» и «ян», «внешнее» и «внутреннее». Внешние движения, техника и внутреннее искусство медитации и цигун, объединенные энергией ци, являют собой стиль ушу. 

В 15-17 веках понятие «внутренняя семья» и «внешняя семья» носили несколько иной смысл, нежели понимаем эти слова мы сейчас. Попав в сети заблуждения терминов, некоторые авторы по-прежнему говорят о разделении стилей, о том какой стиль лучше, а какой уступает. Даже обучаясь у носителя традиции, правильно изучив все движения, но не познав внутреннюю суть, ученик так и останется внешним к традиции данного стиля. «Внутреннее» и «внешнее» лежит внутри человека.
Было бы заблуждением делить традиционные стили на внутренний и внешний, но применительно к спортивному ушу можно смело утверждать: традиционное ушу — это «Ней цзя», спортивное ушу — «Вай цзя».

Традиционное или спортивное ушу?

Ходит много разговоров про спортивное и традиционное ушу, но у многих так и остается вопрос, в чем разница? Ответ предельно прост: в спортивном ушу, как и в любом другом виде спорта, основной упор делается на взращивание спортсмена.
Долгие, упорные тренировки, в конечном итоге, должны привести человека к победе на соревнованиях: призу, медали, диплому.
Традиционное же ушу не подразумевает соревнований, и, издревле, дух соперничества всячески пресекался наставниками разных стилей. Несмотря на это, в настоящее время проводятся турниры по контактному ушу (саньда, саньшоу, туйшоу), бесконтактные показательные соревнования по таолу с оружием и без него, и даже соревнования по цигун. Все эти мероприятия носят по большей своей части фестивальный характер. Люди собираются из разных уголков мира чтобы показать свои наработки, пообщаться между собой, получить наставления у мастеров.

Традиционная прикладная техника шаолиньского ушу (шаолиньцюань, синъицюань, багуачжан и др.) направлена не на продолжительное ведение боя по правилам, как это выглядит на соревнованиях, а на то, чтобы максимально быстро (молниеносно!) защититься и контратаковать противника; обезвредить противника, чтобы тот больше не смог атаковать. Помимо стандартной техники рук и ног, имеется обширный арсенал ударов в жизненно важные участки тела: горло, глаза, пах, солнечное сплетение, локти, шею, колени, нервные и лимфатические узлы, энергетические точки.  

Как проводить соревнования, используя такой арсенал приемов? И стоит ли вообще соревноваться в способности убить человека? В реальности, большинство учеников, достигая такого высокого уровня, приходят к пониманию возможностей и последствий использования того или иного приема; как правило, они не станут травмировать или убивать неподготовленного человека и, напротив, постараются избежать контактного поединка и противостояния.

В отличии от спортивного, традиционное ушу включает в себя материал который в спорте совершенно не требуется: традиционная китайская медицина, цигун, дыхательные упражнения, медитация, морально-этические принципы школы, беседы с наставником. Отличительной особенностью традиционного ушу является прямая передача знаний и традиции от учителя к ученику. Поколения мастеров учили своих учеников также, как учили их самих, и именно эту традицию, опыт, знания ученик будет передавать своим ученикам.

Хотите быть спортсменом? Тогда Вам нужно заниматься в спортивной секции.

Желаете познать себя, приобщиться к многовековой традиции и культуре? Тогда это будет изучние Традиционного ушу.

Шаолиньское ушу — это традиционный стиль с многовековой историей, развившийся в отдалении от городской суеты на севере Китая в уезде Дэнфэн в небольшом монастыре «Шаолинь». Окруженный горами «СунШань» с водопадами, ручьями, лесом. Буддийская культура монастыря дополнила боевую технику внутренними практиками медитации, цигун, дыхательными и оздоровительными упражнениями, традиционной китайской медициной, каллиграфией и многим другим!






Есть ли ограничения?
Зачем это нужно?
Истоки школы
Как обнаружить мошенников?
Первые шаги