8 (4872)38-59-54, 8-903-840-59-54
Тульская региональная федерация
шаолиньского УШУ
О федерации Пресса Занятия Методические материалы Шаолиньская школа Для чтения Задать вопрос Контакты
Главная   »   Для чтения   »   Даосизм   »   "Дао дэ цзин" Канон Пути и Благодати   »   КНИГА ВТОРАЯ
О федерации
Принципы Федерации
Устав, цели и задачи ТРФШУ
Структура и руководство
Сотрудничество
Фотогалерея
Видеогалерея
Пресса
Новости федерации
Шаолиньское УШУ в Мире
Публикации в СМИ
Занятия
Детское подразделение ТРФШУ
Отзывы
Ушу для начинающих
Мероприятия
Методические материалы
Бусин: стойки ушу
Термины и обозначения
Правила поведения
Шаолиньские заповеди
Учебная программа
Шаолиньская школа
Шаолиньцюань
Мастера шаолиня
Шаолинь сегодня
Шаолиньский цигун
Для чтения
Библиотека
Буддизм
Даосизм
"Дао дэ цзин" Канон Пути и Благодати
"Чжуан-цзы" Перевод В. В. Малявина
Даосские главы из трактата “Гуань-цзы”
Изречения китайского мудреца Лао-Тзе, избpанные Л.H.Толстым
«Гуань Инь-цзы»
Интервью и публикации
Конфуцианство
Статьи
Запись на тренировку
Задать вопрос
Контакты

"Дао дэ цзин" Канон Пути и Благодати

Параграфы 37-50

"Дао дэ цзин" Канон Пути и Благодати

Книга первая. Параграфы:
1-10,
11-20,
21-30,
31-37.
Книга вторая. Параграфы:
37-50,
51-60,
60-71,
71-81.

 


 

§ 38

1 Человек высшей Благодати не проявляет свою Благодать,
2 и потому он обладает Благодатью.
3 Человек низкой Благодати не отклоняется от Благодати,
4 и потому он не обладает Благодатью.
5 Человек высшей Благодати пребывает в недеянии
6 и не имеет намерения действовать.
7 Человек низкой Благодати погружён в деяния
8 и к тому же имеет намерение действовать.
9 Человек высокой гуманности действует,
10 и нет того, чего бы он ни сделал.
11 Человек высокой справедливости действует,
12 но всё же остаётся то, что ещё надо сделать.
13 Человек высоких ритуалов погружён в деяния,
14 но когда он не достигает желаемого,
15 то закатывает рукава и прибегает к силе.
16 Поэтому, когда утрачивается Дао, — приходит Благодать.
17 Когда утрачивается Благодать, — приходит человеколюбие.
18 Когда утрачивается человеколюбие, — приходит справедливость.
19 Когда утрачивается справедливость, — приходят ритуалы.
20 Ритуалы — это тончайшая ширма для «преданности» и «искренности»
21 и предвестник смуты.
22 Предзнание — это цветок Дао и начало невежества.
23 Поэтому великий муж пребывает в плотно-возвышенном
24 и отвергает тонко-ничтожное.
25 Он принимает плоды и отвергает цветы.
26 Поэтому он отказывается от первого ради второго.

§ 39

1 Вот то, что с древности пребывало в Едином:
2 Небо пребывало в Едином и потому достигало чистоты.
3 Земля пребывала в Едином и потому достигала покоя.
4 Духи пребывали в Едином
5 и потому были одухотворённо-подвижны.
6 Долина пребывала в Едином и потому достигала расцвета.
7 Мириады вещей пребывали в Едином
8 и потому обретали рождение.
9 Правитель и князья пребывали в Едином
10 и потому были честны с Поднебесной.
11 Лишь благодаря Единому они достигали этого.
12 Если Небо не чисто, оно разверзается.
13 Если Земля не спокойна, она опускается.
14 Если духи не одухотворённо-подвижны, они истощаются.
15 Если долина не расцветает, она иссыхает.
16 Если мириады вещей не обретают рождения,
17 они обречены на уничтожение.
18 Если знать и правители не честны, они будут свергнуты.
19 Поэтому в основе ценного лежит дешёвое.
20 Благородный муж рассматривает
21 подданных в качестве своего корня.
22 Высшие рассматривают низших в качестве своей основы.
23 Поэтому правитель и князья называют себя
24 «сирыми», «покинутыми», «неудачниками».
25 Так разве это не значит:
26 «Рассматривать подданных в качестве своего корня»?
27 Разве это не так?
28 Поэтому они и достигают величайшего признания вне признания,
29 не желая быть прекраснейшими, словно яшма,
30 и твердейшими, будто камень.

§ 40

1 Обращение вспять — это движение Дао.
2 Ослабление — это использование Дао.
3 Мириады существ в Поднебесной рождаются из бытия.
4 Бытие же рождается из небытия.

§ 41

1 Когда муж высоких способностей слышит о Дао,
2 он усердно следует ему.
3 Когда муж средних способностей слышит о Дао,
4 он порой сохраняет его, порой утрачивает.
5 Когда муж низких способностей слышит о Дао,
6 он громко смеётся над ним.
7 Если бы над ним не смеялись,
8 было бы недостаточно,
9 чтобы оно считалось истинным Дао.
10 Поэтому «Извечные суждения» гласят:
11 «Пресветлое Дао кажется тёмным.
12 Дао, ведущее вперёд, кажется влекущим назад.
13 Обыденное Дао кажется исключительным.
14 Высшая Благодать подобна долине.
15 Великая белизна кажется покрытой пятнами.
16 Всеохватная Благодать кажется недостаточной.
17 Подлинная Благодать кажется сокрытой.
18 Извечная истина кажется пустой.
19 Великий квадрат не имеет углов.
20 Великий сосуд долог в изготовлении.
21 Великий Звук не часто услышишь.
22 Великий Образ не имеет формы».
23 Дао потаённо и безымянно.
24 И лишь потому, что это — Дао,
25 оно может быть совершенным и в воздаянии, и в воплощении.

§ 42

1 Дао порождает одно.
2 Одно порождает два.
3 Два порождает три.
4 Три порождает мириады существ.
5 Мириады существ несут в себе инь и объемлют ян,
6 а пустотное ци приводит их в гармонию.
7 Нет слов, которых бы человек страшился больше,
8 чем «сирый», «покинутый», «неудачник».
9 А ведь знать и правители именно так называют себя.
10 Поэтому вещи то принижаются, возвышаясь,
11 то возвышаются, принижаясь.
12 Тому, чему учат другие, учу и я:
13 «Сильные и жестокие не умирают своей смертью».
14 И считаю это своим первейшим наставлением.

§ 43

1 Самое мягкое в Поднебесной
2 может одолеть самое твёрдое в Поднебесной.
3 То, что не имеет сущности, проникает туда, где нет даже щели.
4 Потому-то я и постиг пользу недеяния.
5 Но учение вне слов и пользу недеяния
6 крайне редко встретишь в Поднебесной.

§ 44

1 Что дороже — славное имя или жизнь?
2 Что ценнее — жизнь или богатство?
3 Что мучительнее — достигать или утрачивать?
4 Вот почему великие пристрастия неизбежно ведут к большим потерям,
5 а неуёмное накопление оборачивается огромной утратой.
6 Знай меру — и не придётся испытать стыд.
7 Умей остановиться — и не столкнёшься с опасностями.
8 И сумеешь прожить долго.

§ 45

1 Великое совершенство кажется ущербным,
2 но в использовании неистощимо.
3 Великая наполненность кажется пустой,
4 но в использовании бесконечна.
5 Великая прямизна кажется изогнутой.
6 Великое мастерство кажется грубым.
7 Великое красноречие кажется косноязычным.
8 Покой побеждает движение, а холод одолевает жару.
9 Лишь тот, кто умиротворён и спокоен,
10 способен править Поднебесной.

§ 46

1 Когда Поднебесная следует Дао,
2 боевых лошадей отправляют унавоживать поля.
3 Когда Поднебесная не следует Дао,
4 боевых лошадей приводят к городским стенам.
5 Нет большей беды, чем не знать меры.
6 Нет большего зла, чем быть в плену у желаний.
7 Поэтому, познавший меру в мере,
8 неизменно хранит её.

§ 47

1 Не выходя со двора, можно познать весь мир.
2 Не выглядывая в окно, можно узреть Путь Неба.
3 Чем дальше идёшь — тем меньше узнаёшь.
4 Поэтому мудрецы познавали, никуда не отправляясь;
5 постигали, не видя;
6 свершали, не действуя.

§ 48

1 Следуя учению, день ото дня обретают.
2 Следуя Дао, день ото дня теряют.
3 Теряя и вновь теряя, достигают недеяния.
4 В недеянии нет того, что не вершилось бы само собой.
5 Не свершая дел, неизменно овладевают Поднебесной.
6 Лишь предашься делам —
7 как станешь недостоин овладеть Поднебесной.

§ 49

1 Мудрец не имеет постоянного сердца.
2 Его сердце — сердце людей.
3 Для добрых я добр.
4 Для недобрых я тоже добр.
5 И так достигаю добра.
6 Искренним я верю.
7 Неискренним я верю тоже.
8 И так достигаю искренности.
9 Мудрец, правя в Поднебесной,
10 делает своё сердце безыскусным
11 и приводит его в согласие с Поднебесной.
12 Люди внемлют ему слухом и взором.
13 Он же смотрит на них как на своих детей.

§ 50

1 Появляясь — живём, уходя — умираем.
2 Трое из десяти последуют жизни.
3 Трое из десяти последуют смерти.
4 Тех, кто стремится к жизни
5 и потому часто сталкивается со смертью, —
6 также трое из десяти.
7 Почему это так?
8 Потому что они излишне стремятся к жизни.
9 Я слышал, что искушённый в сбережении своей жизни,
10 в своих странствиях не столкнётся с носорогами и тиграми.
11 В сражении его не задеть ударом оружия.
12 Носорогам некуда воткнуть свой рог.
13 Тиграм некуда вонзить свои когти.
14 Воину некуда направить своё оружие.
15 Почему это так?
16 Потому что в нём нет места смерти.


все статьи