8 (4872)38-59-54, 8-903-840-59-54
Тульская региональная федерация
шаолиньского УШУ
О федерации Пресса Занятия Методические материалы Шаолиньская школа Для чтения Задать вопрос Контакты
Главная   »   Для чтения   »   Даосизм   »   Даосские главы из трактата “Гуань-цзы”
О федерации
Принципы Федерации
Устав, цели и задачи ТРФШУ
Структура и руководство
Сотрудничество
Фотогалерея
Видеогалерея
Пресса
Новости федерации
Шаолиньское УШУ в Мире
Публикации в СМИ
Занятия
Детское подразделение ТРФШУ
Отзывы
Ушу для начинающих
Мероприятия
Методические материалы
Бусин: стойки ушу
Термины и обозначения
Правила поведения
Шаолиньские заповеди
Учебная программа
Шаолиньская школа
Шаолиньцюань
Мастера шаолиня
Шаолинь сегодня
Шаолиньский цигун
Для чтения
Библиотека
Буддизм
Даосизм
"Дао дэ цзин" Канон Пути и Благодати
"Чжуан-цзы" Перевод В. В. Малявина
Даосские главы из трактата “Гуань-цзы”
Изречения китайского мудреца Лао-Тзе, избpанные Л.H.Толстым
«Гуань Инь-цзы»
Интервью и публикации
Конфуцианство
Статьи
Запись на тренировку
Задать вопрос
Контакты

Даосские главы из трактата “Гуань-цзы”

"Даосские главы из трактата “Гуань-цзы”

Из книги «Гуань Инь-цзы»
Внутреннее делание
Искусство сердца

 

Трактат “Гуань-цзы”

“ГУАНЬ-ЦЗЫ ” — один из крупнейших древнекитайских философских трактатов (около 130 тыс. иероглифов), объединяющий произведения разных авторов, в основном 4 — 3 вв. до н. э., и состоящий из восьми тематических разделов в 24 “свитках” (цзюань) и 86 главах (пянь), из которых 10 глав ныне утрачены. В первоначальном варианте сложился в середине 3 в. до н. э. в академии “Цзися” (царство Ци), был окончательно сформирован Лю Сяном около 26 до н. э. и впервые напечатан в 13 в. Назван по имени Гуань Чжуна (Гуань Иу, Гуань-цзы, ум. 645 до н. э.), главного министра царства Ци, прославившегося своими социально-политическими и экономическими реформами, которые послужили толчком для развития теории и практики легизма. Гуань Чжун, с одной стороны, стоял за абсолютизацию царской власти, распространяя ее на экономику в виде государственного контроля над ценами и монополии на соль и железо, а с другой — видимо, первым в Китае выдвинул концепцию управления страной на основе законов (фа), которым должен следовать и сам государь (“закон — отец и мать народа” вместо традиционной формулы “правитель — отец и мать народа”). Авторитет Гуань Чжуна, особенно высокий в его родном царстве Ци, стал причиной приписывания ему и объединения в “Гуань-цзы” произведений всех главных философских школ древнего Китая, представленных в “Цзися”. “Гуань-цзы” сначала квалифицировался как даосский, а затем как легистский трактат. Последняя точка зрения закрепилась и ныне доминирует в китайской науке, распространена в научной литературе других стран. Хотя адекватное понимание “Гуань-цзы” осложнено плохой сохранностью текста, нуждающегося в серьезной реконструкции, по-видимому, правильнее считать его первым в ряду энциклопедических (“эклектических” — цза цзя) произведений типа “Хуайнань-цзы” и “Люй-ши чунь цю”, в которых представлен широкий спектр знаний: философских, социально-политических, экономических, исторических, естественнонаучных и др., почерпнутых из учений различных школ.

Специфику “Гуань-цзы” составляет, во-первых, общая ориентация на экономическую проблематику, во-вторых, отражение самых ранних форм синтеза конфуцианских, даосских и легистских идей с включением отдельных положений этики мо цзя, эпистемологии мин цзя и натурфилософии иньян цзя. Концентрированным выражением этого синтеза является тезис о производности законов от этикоритуальных норм (ли — благопристойности) и их конечной зависимости от дао, “главенствующего [во всей] тьме вещей”. Легистская опора на закон как основу социальной регуляции совмещена с его конфуцианской объективизацией и морализацией: закон не орудие в руках государя, а стоящая над ним сила (гл. 46), призванная обогащать народ, а не казну (“закон и есть любовь к народу”, гл. 6). Даосская трактовка дао как пустотно-бесформенного и “беспредельного” (гл. 36 — 38, 49) связана в “Гуань-цзы” с образом идеального правителя, больше ценящего дао и законы (или законы дао), чем свое государство (гл. 30). В главах 36 — 38 и.49 представлено учение о дао, его конкретизации (“пристанище”, шэ) — “благодати” (дэ) и универсальной субстанции — “пневме” (ци), “эссенциальная” {цзин) форма которой рождает разум, а высшее духовное состояние (шэнь) — всеведение. В человеческом теле роль государя играет сердце, внутри которого находится руководящий им психический центр — “сердце сердца” (синь чжи синь) (гл. 49). Это учение современные исследователи атрибутируют школе Сун [Цзяня] — Инь [Вэня], на даосской основе соединявшей конфуцианские и моистские идеи. В главах 40, 41 содержится учение иньян цзя о силах инь ян, представляющих собой “великий принцип неба и Земли”, и “пяти элементах” (у сия), определяющих основные пространственно-временные характеристики “пневмы”. Глава 39 посвящена Земле и воде — “первоисточникам тьмы вещей”. Вода сопоставлена с дао и названа “кровью и пневмой Земли”. Связанный с идеологией “школы дипломатов” (цзунхэн цзя) ведущий социальноэкономический принцип “Гуань-цзы” — “(установление баланса] легкого и тяжелого” (цин чжун) —изложен в главах 80—86. Данный принцип стабилизации хозяйства посредством выпуска денег и накопления товаров выражает идею государственного контроля над экономической жизнью и представление о законосообразном характере общественного бытия. “Гуань-цзы” является также ценным источником по истории китайской протологической (гл. 6) и военной (гл. 17, 27) мысли, педагогики (гл. 59), календарной астрономии (гл. 8, 40), математики (гл. 58), гидрологии (гл. 39, 57) и географии (гл. 77). 1

Книга “Гуань-цзы” носит имя знаменитого государственного деятеля и ученого Гуань-цзы (Гуань Чжуна), жившего в VII в. до н. э. в царстве Ци, и традиционно ему приписывалась. В действительности она представляет собой довольно эклектичное собрание текстов, принадлежащих разным авторам. Свой окончательный вид эта книга приняла в конце III в. до н. э., а составителями ее были, по всей вероятности, ученые из академии Цзися в столице царства Ци — одном из ведущих центров учености в ту эпоху. В составлении книги приняли участие ученые разных политических и философских взглядов.

Здесь публикуются новые переводы двух глав: "Искусство сердца" (в двух частях) и “Внутреннее делание”. Оба текста являются важным памятником даосской мысли древнего Китая. Впрочем, в стилистическом отношении они заметно разнятся между собой. В “Искусстве сердца” высказывается ряд тезисов, которые ниже сопровождаются комментариями. Значительная же часть “Внутреннего делания” написана свойственной и книге Чжуан-цзы ритмической прозой. Последняя глава, по общему мнению исследователей, может быть древнейшим в Китае текстом, специально посвященным практике духовно-телесного совершенствования. Его автор, вероятно, жил в одно время с Чжуан-цзы.

Гуань Чжун

Гуань Цзин-чжун, Гуань Иу, Гуань-цзы. Иншан (совр. пров. Шаньдун),? - 645 до н.э. Первый советник правителя царства Ци, признанный основоположник легизма.
Сведения о его жизни и деятельности содержатся в основном в "Го юй" (5 - 3 вв. до н.э.). Выходец из торговцев. Вел борьбу с наследств, аристократией за введение единого законодательства и укрепление власти государя. Гуань Чжуну традиционно приписывается авторство на трактат "Гуань-цзы" (4 - 3 вв. до н.э.), основу к-рого составляют его высказывания.

По-видимому, Гуань Чжун первым в истории Китая выдвинул и обосновал концепцию управления страной на основании закона (фа (1)): "законы - это отец и мать народа" ("Гуань-цзы", гл. 16); "правитель и чиновники, высшие и низшие, знатные и подлые - все должны следовать закону. Это и называется великим (искусством) управления" (гл. 45). В высказываниях Гуань Чжун впервые прозвучала легистская идея о второстепенное и даже пагубности образования и отвлеченного мудрствования: "Совершенномудрый (шэн (1)) правитель полагается на закон, а не на мудрость... если же он откажется от закона и предпочтет знания, то народ забросит все дела и ринется за славой" (гл. 45).
Вероятно, законы, создаваемые правителем, мыслились Гуань Чжуном как средство ограничения прав наследств, аристократии на наследование высших администр. постов: "Только управляя на основании закона, можно выдвигать достойных и устранять плохих" (гл. 46). Возможно, Гуань Чжун первым предложил идею наказания в качестве гл. метода управления: "когда боятся наказаний, то управлять легко" (гл. 48). В отличие от легистов последующих поколений Гуань Чжун признавал нормы "(ритуальной) благопристойности" (ли (2)) в качестве одного из "четырех устоев" (сы вэй) гос-ва наряду с "долгом/справедливостью" (и (1)), "бескорыстием" (кан) и "совестливостью" ("стыдом"- чи). Но не исключено, что такого рода утверждения могли быть приписаны Гуань Чжуну конфуцианцами - редакторами "Гуань-цзы".

По Т.Ч., "закон стоит не под, а над государем. Сам правитель обязан выполнять его директивы"; "закон ограждает народ от необузданности государя, у к-рого нет границ" (гл. 52). В то же время вся полнота политич. и экономич. власти должна находиться в руках государя. Он должен, в части., поддерживать умеренные цены на продукты питания, ему принадлежит монополия на добычу железной руды. Основа экономич. жизни гос-ва - земледелие: обилие зерна обеспечивает богатство гос-ва, силу его войска и расширение его пределов в рез-те победоносных войн. Земледелие соотносится с торговлей как "корень" (бэнь) с "ветвями" (мо); торговля - одна из причин разорения земледельцев и должна ограничиваться. Гуань Чжун предложил разделить страну на уезды во главе с подотчетными только государю чиновниками и провести сквозное администр. деление вплоть до самой низшей социальной единицы - семьи, разбив все население на группы из пяти семей. Эти предложения объективно были направлены на разрушение кровнородственной общины и подрыв т.о. социальной опоры глав патронимии - наследств, знати.

По инициативе Гуань Чжуна был введен дифференцированный налог в зависимости от качества земли и количества пахотных полей, отменен обычай передела полей в общине. В результате осн. объектом эксплуатации стала не община, а отд. семья землевладельцев. Гуань Чжун установил гос. контроль за добычей соли и железа, упорядочил чеканку монеты, контролировал рыночные цены. Упорядочение административного деления, видимо, удалось Гуань Чжуну только в пределах столицы, разделенной на кварталы, и столичной области, разделенной на пять районов под управлением чиновников. В кварталах, населенных служилым людом, Гуань Чжун ввел систему воинской повинности. Им была создана также трехступенная система отбора на чиновничьи должности. Деятельность Гуань Чжуна помогла цискому правителю Хуань-гуну стать "гегемоном" (ба) среди правителей древнекит. царств. 2
 

1. Лит.: Го Можо, Вэнь Идо, Сюй Вэйюй. Гуань-цзы цзи цзяо (Собр. редакций “Гуань-цзы”), т. 1—2. Пекин, 1956; Штейн В. М. “Гуаньцзы”. Исследование и пер. М., 1959; Древнекитайская философия, т. 2. М„ 1973. А.И. Кобзев.
2. Переломов Л.С. Конфуцианство и легизм в политич. истории Китая. М., 1981. С. 20, 21, 42 - 5 и др.; Цяо Чжанлу. Г.Ч. (Гуань Иу) // Чжунго гу да и чжумин чжэсюэцзя пинчжуань (Критич. биографии знаменитых философов древнего Китая). Т. 1. Цзинань, 1982. См. также лит-ру к ст. "Гуань-цзы", "Легизм". Л.С. Переломов

Внутреннее делание
Глава из трактата "Гуань-цзы"

Искусство сердца
Глава из трактата "Гуань-цзы"