8 (4872)38-59-54, 8-903-840-59-54
Тульская региональная федерация
шаолиньского УШУ
О федерации Пресса Занятия Методические материалы Шаолиньская школа Для чтения Задать вопрос Контакты
Главная   »   Для чтения   »   Интервью и публикации   »   "Ушу: мягкое искусство побеждать" - Интервью с Девяткиным М.А.
О федерации
Принципы Федерации
Устав, цели и задачи ТРФШУ
Структура и руководство
Сотрудничество
Фотогалерея
Видеогалерея
Пресса
Новости федерации
Шаолиньское УШУ в Мире
Публикации в СМИ
Занятия
Детское подразделение ТРФШУ
Отзывы
Ушу для начинающих
Мероприятия
Методические материалы
Бусин: стойки ушу
Термины и обозначения
Правила поведения
Шаолиньские заповеди
Учебная программа
Шаолиньская школа
Шаолиньцюань
Мастера шаолиня
Шаолинь сегодня
Шаолиньский цигун
Для чтения
Библиотека
Буддизм
Даосизм
Интервью и публикации
"Ушу: мягкое искусство побеждать" - Интервью с Девяткиным М.А.
Беседа с А. Масловым о восточных единоборствах на «Радио России»
Бытовые чудеса Шаолиня
Встреча с даосской мудростью. Разговоры с даосским монахом Инь Чжуншанем
Джет Ли рассказывает о своём тренере
Журнал «СМЕНА» - Монах Шаолиня
Интервью с А.А. Масловым - "Жизнь и обучение в Шаолине"
Интервью Ши Дэяна на «Радио России»
Китайский Мастер Йодо
Конфуцианство
Статьи
Запись на тренировку
Задать вопрос
Контакты

"Ушу: мягкое искусство побеждать" - Интервью с Девяткиным М.А.

Ушу: мягкое искусство побеждать

Интервью с Алексеем Масловым

Интервью портала Спорт в Туле.Ру с Девяткиным М.А.

от 21 июля, 2009г.

Президент Тульской региональной федерации шаолиньского ушу (г. Тула), 
Руководитель Тульского регионального представительства Федерации шаолиньских боевых искусств Россия
Руководитель Тульского Клуба традиционного ушу "Суншань Шаолинь"
 

Содержание интервью:
О клубе Суншань Шаолинь. Об ушу Шаолиньцюань. Шаолиньцюань в России и в мире. Разница между ушу, кунфу, гунфу, каратэ. Прикладные аспекты ушу: как боевого искусства, как энергетического комплекса, как оздоровительной практики. Обучение ушу шаолиньцюань. Школа ушу шаолиньцюань в Туле.

 

Спорт в Туле: Максим, расскажите о Клубе традиционного ушу "Суншань Шаолинь": история создания, символизм названия клуба, направление деятельности клуба.

Максим Девяткин: Идея о создании клуба ушу в г.Туле, как центра практики шаолиньцюань — шаолиньского ушу, возникла в 1997 г. Должно было пройти какое-то время для того, чтобы идея окончательно созрела и начала воплощаться в жизнь.

Почему «Суншань шаолинь»? Шаолиньское ушу зародилось сотни лет назад на севере Китая в буддийском монастыре Шаолиньсы (Шаолиньский монастырь) который окружали горы Суншань. Эти горы всегда были известны как пристанище монахов, отшельников, магов и алхимиков, поэтому не удивителен факт зарождения шаолиньского ушу именно в этом месте.

В нашем клубе мы практикуем Шаолиньцюань в том виде, в котором оно пришло в Россию из Шаолиньсы. Система Шаолиньцюань включает в себя: Боевое искусство, методы психофизической тренировки и оздоровления Цигун, каллиграфию, китайскую медицину, историю Шаолиньского ушу и Китая.

СВТ: Клуб связан с какими-то организациями ушу в России?

МД: Клуб «Суншань Шаолинь» является официальным Представительством Федерации Шаолиньских Боевых Искусств Россия (ФШБИ) в Тульском регионе. ФШБИ включает в себя около сорока подразделений в европейской и азиатской частях России, а также несколько зарубежных подразделений. Во всех подразделениях преподается единая программа шаолиньского ушу. В Федерации на высоком уровне преподаются стили синъицюань, тайцзицюань, мицзунцюань и ряд других.

ФШБИ является национальным отделением Международной Федерации Шаолиньского ушу, объединяющей более тридцати стран и несколько сот региональных подразделений. Президентом Федерации является профессор Маслов Алексей Александрович, доктор исторических наук, ставший в 1994 г. послушником монастыря Шаолиньсы у преподобного Дэцяня.

СВТ: Мы часто видим в кино с слышим: ушу, кунфу, гунфу, каратэ. Это один и тот же вид единоборства, или это разные направления?

МД: Многие, интересующиеся боевыми искусствами востока, из-за дефицита информации и переизбытка профанации не видят истинную картину вещей. Для начала определимся: ушу, кунфу, гунфу это китайские определения, карате — японское.

Обычно возникает вопрос: "Вы преподаете ушу, а кунфу у вас есть? Ушу — это же спокойные, плавные движения, а вот кунфу — это боевые приёмы!"

Ушу, если перевести дословно с китайского языка, есть Боевое искусство (у-шу). Название «кунфу» берет свое происхождение от иностранцев, приехавших из Китая, и не совсем знакомыми с китайским языком и культурой. Происходили искажения многих терминов и слов китайского языка, и в итоге китайское ГУНФУ стало известным на Западе, а ныне и в России, как КУНФУ. Гунфу — это практика самосовершенствования, самодисциплины и достижения мастерства. Человек, достигший гунфу, ставший мастером, может не быть мастером в боевом искусстве; речь идет о мастерстве в своём деле, и мастером можно стать в своём ремесле, профессии. Это может быть кузнец, плотник, каллиграф, повар. Главное не что он делает, а что при этом у него в душе, в каком состоянии сознания он это делает.

УШУ включает в себя ГУНФУ, но гунфу может быть и без ушу, т.е. без боевой практики.

Каратэ пошло из Японии и дословно переводится как «Пустая рука». Это боевое искусство, которое так же включает понятие мастерства.

Когда мы имеем ввиду китайское боевое искусство, не разделяя его на стили, следует говорить «ушу» вместо «кунфу».

Касаясь японского боевого искусства, мы будем говорить «каратэ», «айкидо» и другие.

 

СВТ: Максим, расскажите о прикладных аспектах ушу: как боевого искусства, как энергетического комплекса, как оздоровительной практики.

МД: Произнося слово «ушу», неподготовленный человек не представляет себе реальности боевого искусства, стоящей за этим словом. В популярных гонконгских и голливудских фильмах многие видят, как ученик отрабатывает комплекс движений, порой сложных, не совсем понятных или непонятных вообще для глаза, ума и опыта европейца. Эти комплексы называются таолу и являются основой ушу. Каждое движение представляет собой конкретный блок, удар, уход от удара. Отдельные движения соединяются в связки, задачей которых будет защита от нападения, или обезвреживание противника. Ушу является боевым искусством, и каждое движение, траектория рук, ног, корпуса, перемещения имеют своё точное предназначение и цель приложения. Выполняя таолу, практикующий не делает бессмысленных движений, он не думает о том, чем ему занять вечер, какую газету почитать или успеет ли сегодня помыть свою машину. Нет! Каждую секунду, в каждой связке он ведет бой с воображаемым противником, нападает атакуя, защищается и снова нападает, пока не закончится таолу и противник не будет повержен. Наблюдающие за старыми мастерами говорили, что «когда мастер выполнял комплекс (таолу) можно было отчетливо увидеть его воображаемого противника». Это и есть истинное гунфу.

В комплексе с изучением боевого искусства, монахи Шаолиньсы практиковали цигун и медитацию, а в более преклонном возрасте оздоровительные практики.

Шаолиньцюань — это больше, чем боевое искусство и стиль ушу. Это дух, энергетика, проекция сознания всего поколения мастеров с момента создания школы до наших дней. Я бы даже сказал, что Шаолиньцюань — это гунфу Шаолиня.

 

СВТ: Расскажите о современном состоянии школы Шаолиньцюань и монастыря Шаолинь.

МД: В настоящее время монастырь превратился в музей, туристический центр, место где торговец может продать туристу майку с символикой монастыря, меч с гравировкой иероглифа Дракон (по кит. Лун) и накормить тем самым свою семью. Турист увезёт меч, купленный в Шаолиньском монастыре, будет показывать его друзьям и гордиться. Оба останутся довольными и счастливыми, но в этом нет ушу.

Можно обратиться в школу ушу, и Вас там с радостью возьмут на обучение за ваши же 1000-2000 долларов. Покажут несколько движений, стоек, возможно, даже научат таолу. В конце обучения у вас будет красочный диплом и красная книжечка об окончании обучения. Это гордость туриста, стажировавшегося одну-две недели в Китае. Но и это не есть ушу.

Вы можете представить себе кузнеца, который научил бы человека за две недели, или даже за месяц, ковать металл? Это невозможно. Мастерство кузнеца начинается даже не с правильного удара молотом по раскаленному куску металла, а с того, что ученик берет этот металл в руки, ощущает, чувствует, понимает его, решает, чем станет этот неоформленный, грубый кусок впоследствии. Настоящий мастер чувствует металл настолько хорошо, что изделие, которое он из него намеревается сделать, в точности соответствует тому, к чему расположен сам металл, во что тот хочет превратиться, как бы сказочно это не звучало.

То же и в ушу. Учитель беседует с учеником, не обязательно об ушу, обо всем, устанавливается контакт и не спеша, неторопливо как и сама китайская культура, начинает его учить. Обучение начинается с азов, как изучение языка начинается с заучивания алфавита. Стойки, движения, удары, перемещения, связки, комплексы связок (таолу). Постепенно и целенаправленно, от элементарного к простому, от простого к сложному.

Но настает момент когда человек понимает, что он должен тренироваться сам, сам отрабатывать движения, таолу. Ему раньше казалось все это таким интересным, заоблачным, таким мистическим и далеким к чему он хотел бы прикоснуться хоть одним пальцем. Но все превратилось в регулярную практику, ежедневный труд, рутинные повторения одних и тех же движений. То, что он считал мастерством, он с легкостью может делать… Сказка рушится. Человек получает то к чему он стремился, чего хотел, и он это умеет. Более того, миф, созданный его же разумом, начинает рушиться ввиду монотонной практики. Ведь известно, что с годами практикующий получает меньше новых знаний, движений, чем в начале обучения и должен глубже совершенствовать уже изученное! Это и является переломным моментом, когда многие покидают тренировочные залы, учителя, который все время обучения был рядом. Это могли быть недели, месяц а иногда и годы. Так традиция проверяет учеников. Так идет обучение. Только немногие, потратив немыслимые усилия, литры пота, прошедшие километры в отработке таолу, достигают гунфу и становятся носителями традиции.

Вернемся к началу. Ту частичку, которую каждый монах вкладывал в шаолиньцюань, те усилия, плоды своих размышлений и откровений не познать, купив меч в монастыре или получив диплом о 2-х недельных курсах в школе ушу. Поэтому я и говорю: ушу —это больше чем стиль. С годами ученичества постепенно человек постигает то, что стоит вне слов, вне боевого искусства: он постигает себя!

 

СВТ: Как школа Шаолиньцюань представлена в России?

В связи с выросшей профанацией в области боевых искусств, с увеличением количества секций и школ под именем «Шаолинь» и в самом Китае, и за его пределами в начале 20 века было решено создать организацию, которая упорядочила бы все школы, практикующие Шаолиньское искусство. Такой организацией стала Международная федерация шаолиньского ушу. В 90-х годах 20 века была организована и официально зарегистрирована Федерация Шаолиньских Боевых Искусств Россия (ФШБИ) и открыто российское представительство Международной Федерации шаолиньского ушу. Цель ФШБИ — пропаганда и развитие шаолиньцюань и оздоровительных систем, способствующих целостному, физическому и духовному, развитию человека.

 

СВТ: Максим, Вы говорили о развитии ушу в регионах. Будет ли школа ушу шаолиньцюань создаваться в Туле?

МД: Да, с осени 2009 года мы планируем открыть в Туле преподавание шаолиньцюань для всех желающих. Подробности вы можете узнать на нашем сайте Шаолиньское ушу в Туле. В программу обучения на первом этапе войдет:
изучение традиционных комплексов (Таолу)
юнфа: прикладное применение техники (самооборона)
история Шаолиньцюань, идеология и морально-этические принципы школы
основы цигун

В ходе обучения будут проходить регулярные аттестации, выездные семинары. Аттестованные члены федерации получают возможность стажировки в Китае в Международной академии шаолиньского ушу.

 

СВТ: Что Вы хотели бы пожелать нашим читателям?

МД: Когда Вы определяетесь какой вид практики вам наиболее по душе, проверьте принадлежность данной школы к прямой традиции. Это убережет Вас от горе-мастеров, потери времени и денег.

И помните самое главное: мы выбираем не спортзал, не стиль, мы выбираем Учителя!




Беседа с А. Масловым о восточных единоборствах на «Радио России»
Бытовые чудеса Шаолиня
Встреча с даосской мудростью. Разговоры с даосским монахом Инь Чжуншанем
Джет Ли рассказывает о своём тренере
Журнал «СМЕНА» - Монах Шаолиня
Интервью с А.А. Масловым - "Жизнь и обучение в Шаолине"
Интервью Ши Дэяна на «Радио России»
Китайский Мастер Йодо